Оценка атмосферной эмиссии парниковых газов от международных перевозок из России воздушным и водным транспортом

Авторы

  • В.А. Грабар

DOI:

https://doi.org/10.21513/2410-8758-2020-4-38-53%20

Ключевые слова:

Парниковые газы, эмиссия, морские перевозки, воз- душные перевозки, бункерное топливо, расчет, международные сравнения, драйверы.

Аннотация

Современное интенсивное развитие судоходства и воздушного транспорта сопровождается увеличением антропогенного воздействия на окру- жающую среду и климат. По оценкам Международной организации граждан- ской авиации и Международной морской организации (ИМО) к 2050 г. ожидается увеличение выбросов парниковых газов от международных авиаци- онных и морских перевозок в 2-3 раза. Выполнена оценка эмиссии диоксида углерода, метана и закиси азота от международных перевозок из России воз- душным и водным транспортом за период 1990-2018 гг., проанализированы динамика и основные драйверы изменения выбросов, приведены международ- ные сравнения. Расчет выбросов проводился в соответствии с методологией Межправительственной группы экспертов по изменению климата на основе данных Федерального агентства воздушного транспорта и ИАА «ПортНьюс». Анализ исторических трендов показывает, что изменения выбросов парнико- вых газов при международных перевозках водным и воздушным транспортом имеют сходные тенденции. В 2018 году совокупная эмиссия CO2, СH4 и N2O от

международных перевозок из России составила 47.0 млн т СО2-экв., что в 2.7

раза больше, чем в 1990 году. В компонентном составе выбросов преобладал диоксид углерода, на долю которого приходилось 99.5% совокупного выброса. Выбросы метана и закиси азота составили 0.1% и 0.4% соответственно. Наи- больший вклад в выбросы парниковых газов вносит водный транспорт. Доля России в глобальной эмиссии углекислого газа от международных морских и авиационных перевозок не превышает 3.5%. Основными факторами, влияю- щими на динамику выбросов, являются общие тенденции развития экономики и международной торговли. В ближайшие годы ожидается сокращение эмиссии парниковых газов от международного водного и воздушного транспорта в Рос- сии в связи с запретом ИМО на использование высокосернистого топлива, а также ограничением международных морских и авиационных перевозок на фоне распространения коронавируса в мире в 2020 г.

 

Библиографические ссылки

Ginzburg Ye.S. 2009. Sovershenstvovaniye prostranstvennoy organizatsii aviatsionnogo transporta Rossii [Improvement of the spatial organization of air transport in Russia]. Extended abstract of candidate’s thesis. Kaliningrad, 19 p.

Grabar V.A., Dmitriyeva T.M., Gitarskiy M.L. 2009. K otsenke atmosfernoy emissii dioksida ugleroda ot mezhdunarodnykh aviaperevozok iz Rossii [Assessment of atmospheric carbon dioxide emissions from international air

transport from Russia]. Problemy ekologicheskogo monitoringa i modelirovaniya ekosistem – Problems of Ecological Monitoring and Ecosystem Modelling, vol. XXII, pp.207-215.

Grabar V.A., Gitarskiy M.L., Dmitriyeva T.M., Glukhovskaya Ye.P., Khor'kova N.I., Kirichkov S.V.2011. Otsenka emissii parnikovykh gazov ot grazhdanskoy aviatsii v Rossii [Assessment of greenhouse gases emission from civil aviation in Russia]. Meteorologiya i gidrologiya – Meteorology and Hydrology, vol. 1, pp. 30-38.

Grabar V.A., Gitarskiy M.L., Govor I.L., Chernov V.V. 2015. Emissiya parnikovykh gazov pri mezhdunarodnom soobshchenii vodnym transportom [Greenhouse gases emission from international water-borne navigation]. Ekologiya i promyshlennost' Rossii – Ecology and Industry of Russia, vol. 11, pp. 28-31.

Dmitriyeva T.M., Grabar V.A. 2017. Aviatsionnyye vybrosy rossiyskoy grazhdanskoy aviatsii pri vypolnenii vnutrennikh reysov v 2000-2012 gg. i integral'naya otsenka ikh vozdeystviya na klimaticheskuyu sistemu [Aircraft emissions from russian civil aviation during domestic flights in 2000-2012 and an integrated assessment of their impact on the climate system]. Meteorologiya i gidrologiya – Meteorology and Hydrology, vol. 8, pp. 76-84.

IAA «PortN'yus» 2018. Analiz potrebleniya topliva vodnym transportom v Rossiyskoy Federatsii v 2017-2018 gg. [Analysis of fuel consumption by water transport in the Russian Federation in 2017-2018]. St. Petersburg, 31 p.

Karol' I.L. 2000. Vliyaniye poletov transportnoy aviatsii mira na ozonosferu i klimat [The impact of world’s transport aircraft flights on the ozonosphere and climate]. Meteorologiya i gidrologiya – Meteorology and Hydrology, vol. 7, pp. 17-32.

NDK 2020. Natsional'nyy doklad o kadastre antropogennykh vybrTheosov iz istochnikov i absorbtsii poglotitelyami parnikovykh gazov ne reguliruyemykh Monreal'skim protokolom za 1990 – 2018 gg. v 2 tomakh [The National Report of the Russian Federation on the inventory of the anthropogenic emissions and sinks of greenhouse gases not controlled by the Montreal Protocol for the years 1990- 2018 in 2 volumes]. Moscow.

Nemchinov O.A., Zhukov O.M. 2018. Aviatransportnyj marketing: ekonomicheskaya effektivnost' ekspluatacionnoj deyatel'nosti aviakompanii. [Air transport marketing: economic efficiency of operational activities of air companies]. Publishing house of Samara University. Samara, 114 p.

Sukhushina T.N. 2013.Vozdushnyye perevozki gruzov. [Carriage of goods by air]. Almaty, Akademiya grazhdanskoy aviatsii, 325 p.

Kholopov K.V., Sokolova O.V. 2015. Bunkernyy rynok i bunkernyye operatsii kak faktor obespecheniya mezhdunarodnogo morskogo sudokhodstva [Bunker market and bunker operations as factor of ensuring the international sea navigation]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik – Russian Foreign Economic Journal, vol. 7, pp. 98-114.

Фундаментальная и прикладная климатология, 4/2020

image

Chizhkov YU.V. 2015. Mezhdunarodnyye transportnyye koridory – kommunikatsionnyy karkas ekonomiki [International Transport Corridors as a communication frame of economy]. Transport Rossiyskoy Federatsii – Transport of the Russian Federation, vol. 5 (60), pp. 9–15.

ATAG 2020. The Air Transport Action Group, Factsand Figures. – Available at: https://www.atag.org/facts-figures.html (accessed 10 March 2020).

IEA 2020. CO2 Emissions from Fuel Combustion. – Available at: https:// www.iea.org/subscribe-to-data-services/co2-emissions-statistics (accessed 15 March 2020).

IMO 2014.Third IMOGHG Study 2014. London, UK: International Maritime Organization. 2015. 327 p.

ICAO 2019. ICAO global environmental trends – Present and future aircraft noise and emissions (A40-WP/54). – Available at: https://www.icao.int/Meetings/ A40/Documents/WP/wp_054_en.pdf(accessed 10 March 2020).

IPCC 1999. Aviation and the Global Atmosphere. Special Report. J.E. Penner,

D.H. Lister, D.J. Griggs, D.J. Dokken, M. Mc Farland (Eds.) Cambridge University Press, UK, 373 p.

IPCC 2006. IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories, Prepared by National Greenhouse Gas Inventories Programme, Eggleston H.S., Buendia L., Miwa K., Ngara T. and Tanabe K. (eds.). Japan: IGES.

Загрузки

Опубликован

2021-01-27

Как цитировать

Грабар, В. (2021). Оценка атмосферной эмиссии парниковых газов от международных перевозок из России воздушным и водным транспортом. Фундаментальная и прикладная климатология, 4, 38–53. https://doi.org/10.21513/2410-8758-2020-4-38-53

Выпуск

Раздел

Исследования и обзоры